Продажа, Обслуживание, Ремонт
СКАН-ЮГО-ВОСТОК
8 (800) 505-33-88

Scania на природном газе: опыт эксплуатации и реальные цифры экономии.

Природный газ - реальная возможность значительно сократить затраты на топливо. В рамках специальной презентации на Дмитровском полигоне Скания продемонстрировала широкий модельный ряд газомоторной техники нового поколения для разных областей применения. И поделилась опытом клиентов.

Магистральные перевозки, коммунальное хозяйство, строительная отрасль — сейчас в линейке газомоторной техники Scania более 400 вариантов автомобилей с тремя моделями двигателя, работающих на сжатом природном газе или биогазе (биометане) — CNG, и сжиженном природном газе — LNG.

По обеим сторонам рамы восемь газовых баллонов, которые вмещают 118 м3 сжатого метана каждый.

Для опробования на дорогах и тарированных уклонах Дмитровского полигона было предложено несколько моделей газомоторной техники — седельные тягачи R410 A4x2, G410 A6x4, G410 A4x2 ADR FL, G410 A6x2, бункеровоз Scania G410 B6X4HA с системой крюкового захвата Palfinger, мусоровоз Р340 B6x2*4NA. А еще был самосвал, абсолютно новый четырехосный G410 B8x4/4 с 20‑кубовым коническим кузовом Wielton. Эту уникальную машину сделали под клиента и к моменту презентации уже успели завершить первую сделку. Поэтому все вели себя с выставочным образцом особенно трепетно.

Мусоровоз Р340 B6x2*4NA. Коммунальная техника — одна из сфер применения природного газа.

Четырехосные самосвалы с колесной формулой 8х4 - полноправные члены большой семьи нового поколения Scania. Такую технику шведский производитель постоянно включает в свои презентации. Например, в минувшем году здесь же в Дмитрове тестировали самосвал Scania P440 B8x4HZ с двумя управляемыми осями. И вот новый вариант — с задней тележкой тридем. Не совсем обычная компоновка шасси, но с точки зрения распределения осевых нагрузок тема перспективная. Кстати, не только для самосвала, но и для автоцистерны.

CNG-адаптер используется в случае, когда заправочный пистолет не совпадает со штуцером.

Перед нашими инженерами стояла непростая задача — обеспечить высокие показатели технически допустимых осевых нагрузок и, как следствие, грузоподъемности, при этом требовалось минимизировать собственную массу транспортного средства. При колесной базе 3950 мм осевые нагрузки распределились следующим образом: 9000 кг на переднюю ось и 33 000 кг на заднюю тележку (1200+1200+9000 кг). Задняя ось выполнена подъемной, это улучшает маневренность автомобиля и уменьшает износ шин.

Предусмотрена возможность обогрева кузова отработавшими газами.

Конструкция самосвального кузова Wielton с днищем из стали Hardox HB 450 толщиной 8 мм позволила снизить собственную массу надстройки без потери прочности, толщина стенок, изготовленных из стали S700, — 6 мм. Передний борт прямой, с козырьком против осыпания. Задний борт наклонный, с принудительной фиксацией, предусмотрен тент с лебедкой, не забыли и про возможность обогрева кузова выхлопными газами. На самосвальном кузове применена гидравлическая система HYVA Alfa: угол подъема 48° ограничен пневмоклапаном. Температуры выхлопных газов, по мнению конструкторов, достаточно для обогрева самосвального кузова, поэтому предусмотрели разветвитель и заслонку в выпускном тракте.

Но главное, почему, собственно, этот автомобиль и стал участником презентации — его силовой агрегат. Самосвал оснащен 410‑сильным газовым двигателем ОС13 101. 13‑литровый мотор входит в тройку максимальных транспортных газовых моторов в мире по показателю крутящего момента (2000 Нм при 1100–1400 мин-1). И так же, как и его младшие 9‑литровые собратья (ОС 09 G101 и G102), это не стандартный дизель, переведенный на иное топливо, а оригинальный агрегат с искровым воспламенением (работает по циклу Отто). Впрочем, унификация с дизелем все же существует, она составляет порядка 70 %. Общими элементами являются блок цилиндров, масляный картер, все навесное оборудование. Из оригинального газового — головки блока, система зажигания и топливопродачи. По габаритам газовый двигатель выше дизельного, поэтому под самую большую кабину S с ровным полом такой мотор не установишь. Зато под все другие типы кабин без проблем, в том числе CG, как на новом самосвале.

Газовый двигатель подходит под все типы кабин, кроме самой большой - S.

Важнейшей характеристикой автомобильного двигателя является крутящий момент — у газового двигателя он меньше, чем у дизеля, примерно на 7 % вследствие более низкого КПД. Зато ресурс газового мотора в 1,5 раза выше, чем у дизеля. Причина в меньших ударных нагрузках и лучших условиях для смазки: масляная пленка не смывается со стенок цилиндров газовоздушной смесью, газ не содержит серы, которая сокращает срок службы масла. Характер работы газового мотора диктует выбор трансмиссии — экологичные грузовики оснащают автоматизированной КП Opticruise. Кстати, ввиду особенностей процесса сгорания в таких машинах невозможно применение моторного тормоза, поэтому в базовом оснащении предлагается ретардер — тип R4100, который более эффективен на низких оборотах. Интересный факт: используя данные системы FMS, в Scania подсчитали, что средняя скорость движения магистрального автопоезда в России 60–65 км/ч, тогда как в Европе — до 85 км/ч. Поэтому выбор был сделан в пользу соответствующего оборудования. В том, что оно эффективно работает, мы убедились на дорогах полигона. Особенно хорош «горняк» на тягаче G410 A4x2 ADR FL, где он сочетается с системой поддержания постоянной скорости при спуске.

Различия газомоторной с дизельными версиями разве что в уровне шума (газовый мотор еще тише) и лучшей плавности хода —из-за большей снаряженной массы (баллоны с газом весят немало) и увеличенной на 20 см колесной базы тягачей. Scania комплектует свои грузовики в России металлическими баллонами (тип 1), они надежнее более легких композитных, имеют длительный срок службы, реже подвергаются поверке. А еще такие магистральные тягачи специально оснащаются автономным стояночным кондиционером — для того, чтобы двигатель долго не работал на холостых оборотах.

Изначально газовая машина, конечно, гораздо дороже дизельной (примерно на 2 млн руб.). Затраты на обслуживание такой техники тоже выше, в том числе за счет довольно частой (раз в 30–40 тысяч километров) замены свечей. Зато сюда не надо заливать реагент AdBlue и топливо дешевле примерно в три раза: 15 руб./м³ против 45 руб. за литр дизеля.

Задняя ось тридема — подъемная.

О реальных цифрах экономии говорит опыт эксплуатации. Тягач CNG новой серии, который с февраля ездит в составе автопозда с молочной продукцией по маршруту Москва — Питер, экономит 6,8 руб./км по сравнению с дизельными аналогами. А одиннадцать его собратьев, которые -развозят нефтепродукты по Самарской и Ульяновской областям, экономят по 8,8 руб./км при ежегодном пробеге аж 260 тыс. км на машину. Сейчас этот перевозчик хочет взять еще шесть газовых тягачей Scania, увеличить пробег до 300 тыс. км в год. А еще построить свою заправку, где метан обойдется в 10 руб./м³ с учетом доставки и компримирования.

Рабочее место водителя в газовой версии тягача не отличается от дизельной.

Оценка вождения каждого водителя — важный инструмент в руках администрации автопарка.

С учетом возрастающих затрат перевозчиков экономика владения транспортным парком становится все более актуальным вопросом. Техника на альтернативных видах топлива — отличный способ оптимизировать затраты, и многие наши партнеры-единомышленники уже поняли это. Кроме того, мы вносим вклад в заботу об окружающей среде. Также он обратил внимание на то, что в ближайшее время компания сосредоточится на поддержке клиентов из разных отраслей.

Scania R410 A4x2: мощности 410‑сильного мотора вполне хватает для магистральника.

До конца этого года мы собираемся продать уже 300 газовых машин с грифоном на эмблеме, а еще запустить по Москве тягачи на сжиженном метане с увеличенным запасом хода, благо заправка LNG есть на трассе Москва — Санкт-Петербург.