Ростов-на-Дону
Авторизованный дилерский центр Scania
+7 (863) 303-54-56

Начало славного пути

Начало славного пути
Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.

1907–1909 ГГ.

Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.
И вот что интересно. Обладая исключительными правами на производство и продажу дизельных двигателей по лицензии, купленной у Р. Дизеля еще в конце XIX века, на своих нефтяных промыслах в Баку для привода буровых станков братья использовали более компактные и транспортабельные бензиновые двигатели Scania.
Покупку осуществлял главный инженер компании Эсберг через Санкт-Петербургское представительство «Урало-Каспийской нефтяной компании».

1910 Г.

В историю компании Scania 1910 г. вошел продажей в Россию первого грузового автомобиля. В тот год компания выпустила всего 4 грузовых автомобиля, и один из них был экспортирован в Россию – это была первая экспортная поставка грузовика Scania.

Для Управления городских железных дорог Санкт-Петербурга была закуплена мобильная мастерская для обслуживания трамвайной контактной электрической сети на шасси грузовика Scania Il с двигателем мощностью 24 л. с. грузоподъемностью 3,5 т, с подъемной вышкой и поворотной платформой, рассчитанной на трех человек.

Привод подъема вышки и поворота платформы был ручным. Опыт ее эксплуатации оказался настолько удачным, что в 1911 г. трамвайщики закупили еще один автомобиль аварийной службы, теперь уже марки Scania-Vabis. Новая автома- стерская значительно отличалась от предыдущей машины – каркас вышки, выдвижная часть и рабочая платформа стали стальными сварными, привод подъема – зубчатым вместо тросового. Обычно обе машины работали в паре. Одна предназначалась для текущего обслуживания, вторая – для ремонта и замены оборванных проводов и была снабжена специальным креплением для запасных проводов и поддерживающих тросов. Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарный фотограф К. Булла.

В октябре 1913 г. было принято решение о закупке еще двух машин, которые отличалась от первых двух утепленными «будками» для ремонтников. Пока не установлено достоверно, попали ли они в Санкт-Петербург, но одна точно была собрана – ее описание вошло в рекламный проспект, а в фотоархиве компании Scania сохранились ее фотографии.

Ремонтные мастерские на шасси автомобилей Scania и Scania-Vabis пришли на смену машинам на шасси Delage и Idelson, от применения которых Управление городских электрических дорог отказалось после года пробной эксплуатации.

В августе 1912 г. для Петербургского водопровода был закуплен автомобиль Scania-Vabis BLa, оборудованный перекачивающим насосом и заборными шлангами. Общее количество машин из Сёдертелье и Мальмё, работавших в российской столице, достигло трех, а за Scania-Vabis закрепился авторитет поставщика специальных автомобилей различного назначения.

Большую роль в развитии экспорта в Россию сыграл Эрик Хедлунд, ставший еще в 1911 г. дилером и исключительным агентом компании Scania-Vabis на территории России. Автомобили он продавал дистанционно, офис находился в Стокгольме на улице Старефлан, д. 4, 1-й этаж. Все первые автомобили Scania и Scania-Vabis были закуплены через Э. Хедлунда, им же, в частности, поставлен грузовой автомобиль компании Kaleva AB в столицу Великого княжества Финляндского – Хельсинки.

Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарный фотограф К. Булла. В октябре 1913 г. было принято решение о закупке еще двух машин, которые отличалась от первых двух утепленными «будками» для ремонтников.

Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.

Первая сервисная мастерская Scania в России

8 апреля 1913 г. в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»

Новый этап в истории марки Scania/Scania-Vabis в России начался 8 апреля 1913 г., когда в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» с размером капитала 20 тыс. руб., входивший в концерн «Автогруз». Регистрационная запись под № 1903 внесена в официальное издание Министерства торговли и промышленности России «Сборник сведений о действующих в России торговых домах (Товариществах полных и на вере)» на странице 148. Сфера деятельности «полного товарищества на вере» – эксплуатация грузовых автомобилей, район операций – Санкт-Петербург, срок действия не ограничивался. При регистрации был указан адрес конторы: Александринская площадь, д. 5.

Гараж и мастерская находились на Николаевской ул., д. 14. Владельцами торгового дома являлись российский дворянин Станислав Станиславович Глезмер и шведский подданный Торстен Николаевич Ланделиус. У Т. Ланделиуса уже был опыт продажи шведских грузовых автомобилей Tidaholm.

С. С. Глезмер «принес» в торговый дом большие связи в деловом мире, доставшиеся ему от отца Cтанислава Петровича Глезмера – крупнейшего российского промышленника, депутата Государственной думы нескольких созывов, основателя Промышленной партии.

Чаще всего торговый дом предлагал российским заказчикам две модели Cla и Fla.

Торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» вошел в «Автомобильный справочник Санкт-Петербурга» за 1913–1914 гг. (выпуск 4), изданный А. М. Пашкевичем. В нем же впервые была опубликована реклама торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус».

В мае 1913 г. на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» представил на стенде № 159-b самосвал Scania-Vabis FLa грузоподъемностью 5 т при полной массе 9 т, оснащенный четырехцилиндровым двигателем 45/50 HP. Примечательно, что страница, посвященная этому автомобилю, открывается словами: «Грузовики Сканиа-Вабисъ мало известны у нас в России...»

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

В 1914 г. на Петроградской стороне, во дворе дома 21 на углу Малой Дворянской и Малой Посадской улиц были открыты автомобильные ремонтные мастерские «С. С. Глезмер и К°», для которых использовали здание гаража и автомастерских известного фабриканта Гофмана. В конце того же года торговый дом «С. С. Глезмер и К°» обратился с ходатайством в Отдел выдачи разрешений на открытие торгово-промышленных заведений Санкт-Петербургской городской управы о произведении осмотра оборудованных производственных помещений.

3 января 1914 г. в течение двух с половиной часов особая комиссия под председательством фабричного инспектора И. И. Тимофеева занималась осмотром «автомобильно-ремонтной мастерской и гаража, устроенного ТД «С. С. Глезмер и К°», на основании которого 9 января 1914 г. было выдано разрешение на работу мастерской. Эту дату можно считать началом работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

Работа торгового дома «Глезмер и К°» и мастерской была тесно связана с судьбой самого владельца, который вскоре стал несостоятельным должником и скрывался от кредиторов. 3 апреля 1914 г. С. С. Глезмер занял у инженера Путей сообщения С. М. Ждан-Пушкина три тысячи рублей сроком на 1 год до 3 апреля 1915 г. «в залог собственно мне принадлежащего движимого имущества, находящегося в С.-Петербурге, Спасской части, по Александринской площади, № 5», заключавшегося в четырех автомобилях за № 13127, 13157, 13178 и 455, которым был грузовой автомобиль Scania-Vabis. В срок деньги уплачены не были, кредитор подал в суд.

Дело подлежало рассмотрению в Петроградском окружном суде, но должник не явился: в мае 1915 г. он уехал в Ригу и больше в Россию не возвращался.

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера.

К этому времени автомобили Scania-Vabis были достаточно известны в России. Недаром российский автомобильный писатель Н. Г. Кузнецов включил их описание в «Автомобильный календарь-справочник» за 1915 г. в разделе «Спецификацiя автомобилей наиболъе извъстных марокъ».

Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера. Управляющим директором стал Э. Хедлунд.

В адресных книгах «Весь Санкт-Петербург» за 1916 и 1917 гг. Т. Н. Ланделиус значится как доверенный акционерного общества завода «Скания-Вабисъ», а затем директор отделения.

Первая мировая война заставила перейти мастерские от сборки автомобилей Scania-Vabis к выполнению заказов Военного министерства.

19 сентября 1915 г. в Военно-походную канцелярию его императорского величества Николая II от Петроградского градоначальника поступил «Список промышленных заведений гор. Петрограда, изготовляющих предметы государственной обороны для нужд армии и фронта», в котором значатся автомобильные мастерские Акционерного общества «Скания-Вабисъ».

По соглашению с Управлением авторемонтных заводов в ней была организована сборка и ремонт грузовых автомобилей различных марок для Первой автомобильной роты. Автомобили Scania и Scania-Vabis продавались в России не только торговым домом «С. С. Глезмер и К°»: они поступали в Финляндию, минуя Санкт-Петербург. В российских архивах сведений об этих операциях нет, предоставили их финские коллеги: главный редактор журнала Mobilisti Ян Эквист и ведущий историк коммерческого транспорта Финляндии Оле Бломберг.

ПЕРВАЯ ПОСТАВКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ SCANIA ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1916 Г.

Пожарная машина на шасси Scania- Vabis, оснащенная лестницей и насосом.

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

Фото 1916 г

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

Наши дни

В Финляндии успешно работала компания A. B. Walfrid Alftan O. Y. Именно через нее в 1913 г. был впервые напрямую закуплен грузовой автомобиль Scania-Vabis ELa грузоподъемностью 4 т выпуска 1912 г. для транспортной компании г. Юхансона, в 1914 г. он был реквизирован для нужд российской армии. В 1916 г. через эту же компанию в Хельсинки в качестве дара Управления пожарной охраны Стокгольма поступила машина на шасси Scania-Vabis, оснащенная лестницей и насосом.

История автомобиля настолько интересна, что на ней стоит остановиться отдельно. В соответствии со шведскими законами автомобили поставлялись на экспорт без колес в связи с высокой стоимостью резины в Швеции. Колеса на сплошной цельнолитой резине автомобилю подобрали в Финляндии только через год. Водителем машины назначили Эйно Яале, который проработал на ней всю жизнь вплоть до передачи машины в музей! Это был один из лучших пожарных автомобилей того времени. Мощность четырехцилиндрового бензинового двигателя 60 л. с., максимальная скорость 45 км/час, расчет – до 15 человек, ротационно-поршневой насос немецкого производства мощностью 1 500 л/мин. В двадцатых годах сплошные шины заменили пневматическими. В 1933 г. (а последний раз ветеран участвовал в тушении пожара в конце сороковых годов!) на машине поменяли двигатель, установив 100-сильный шестицилиндровый мотор 1561.

Сегодня этот автомобиль, находящийся на попечении Союза пенсионеров-ветеранов финских пожарных, является старейшим и, соответственно, единственным автомобилем Scania/Scania-Vabis, поставленным в Россию в начале ХХ века! В 1969 г. машина была полностью отреставрирована силами ветеранов пожарной службы Финляндии, у которых ушло на работу 1200 часов. Она регулярно принимает участие в парадах пожарной техники, выезжая на «родных» колесах со сплошными шинами.

В начале 1918 г. буквально накануне предоставления Финляндии независимости, ей был передан еще один дар, на этот раз от Королевской армии Швеции – один грузовик DLa грузоподъемностью 3 т и шесть двухтонных автомобилей CLc, все выпуска 1912 г. Таким образом, напрямую в Финляндию было поставлено 9 автомобилей Scania и Scania-Vabis как минимум четырех моделей, а вместе с автомобилем, проданным Э. Хедлундом, – 10 машин.

В 1910-1913 годах в Санкт-Питербург поступило 2 автомобиля для управления железных дорог Scania-Vabis в России.

В 1910-1913 годах в Санкт-Питербург поступило 2 автомобиля для управления железных дорог

Oдин – для Центральной водопроводной станции, предположительно два (один – подтвержденный) – для концерна «Автогруз» и два (также предположительно) – для завода компании братьев Нобель. С большой долей вероятности можно считать, что показанный на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге самосвал Scania-Vabis FLa также был продан в России. Вместе с двумя легковыми автомобилями Scania-Vabis FP, закупленными братьями Нобель, парк машин достиг 11 штук.

А сколько из них было собрано в мастерских торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»?

Известный советский и российский автомобильный историк Л. М. Шугуров называл цифру «два, максимум три грузовых автомобиля». Если сложить количество указанных в отчете грузовых автомобилей, то данные о поставках в Россию 22-х грузовых автомобилей, опубликованные в шведских источниках, полностью подтверждаются. Если говорить о легковых автомобилях, кроме двух автомобилей, купленных братьями Нобель, один автомобиль Scania-Vabis 2S, реализованная торговым домом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» в 1913 г.

Скачать брошюру:

Пресс - Релизы

26.02.2021
Scania S540 победила в сравнительных тест-драйвах

В ходе сравнительных тестов 1000 Punkte Test и European Truck Challenge (ETC), в котором приняли участие ведущие грузовые производители, победу по топливной экономичности одержал тягач Scania S540

Далее
15.02.2021
Scania вывела на дороги "грузовики будущего"

Scania получила разрешение Шведского транспортного агентства на проведение испытаний беспилотного транспорта на автомагистрали Е4 между городами Сёдертелье и Йёнкёпинг.

Далее
12.02.2021
Scania и Westport Fuel Systems запустят проект по исследованию водорода

Scania и Westport Fuel Systems договорились о проведении исследований по использованию топливной системы высокого давления с прямым впрыском (HPDI), использующей водород в качестве газового топлива с двигателем Scania последнего поколения.

Далее
08.02.2021
Новый двигатель V8 и инновационная коробка передач Scania

Поскольку шестерни не погружены в масло постоянно, уменьшается разбрызгивание, а значит, снижаются потери. У коробки еще нет синхронизаторов, а для движения назад аж восемь передач.

Далее